Skip to content

Вокально-инструментальный цирк

inst217_1

Материал известного журналиста Айрата Дашкова накануне выхода нового EP Рекорд Оркестра «Лезгинобалкано» 

РЕКОРД ОРКЕСТР — группа из Владимира, последние несколько лет вызывавшая горячие споры культурологов и неизменный восторг публики одновременно, и стремительно набирающая популярность. Их уже ставшая хитом композиция»Лада седан (баклажан)» была сэмплирована Тимати в текущем году для одного из его сценических образов (Теймураза), и вызвала новую волну интереса к экспериментам этих веселых владимирцев.

Изначально, с конца 90-х, коллектив назывался Blackmailers и успел стать заметным явлением в российском блюзе,  выступая, зачастую, в совместных шоу с блюзменами мировой величины. Однако к середине нулевых годов группа претерпела волшебную трансформацию, неожиданно для самих себя начав синтезировать привычный для себя материал с балканским фолком. Как считают сами музыканты, итоги эксперимента вполне удачны и гармоничны:

— После просмотра фильмов Кустурицы нас серьезно увлекла балканская музыка и, в целом, культура. Играли мы на тот момент блюз, но специальной цели делать какой-то фьюжн не было, никакие цели вообще не преследовались. Мы и сами теперь удивляемся — как же это могло все случиться? Мы и слушаем, и играем самую разную музыку. И если вдруг однажды поймем, что все наши песни звучат как одна — тогда придется что-то серьезно менять. О конъюктуре никакой речи не идет, хотя некоторые блюзмены и пытаются обвинять нас в этом. Просто после трех блюзовых альбомов стало немного скучно, и уже не хотелось делать четвертый и пятый, которые были бы как второй и третий, и тогда всё — болото… Эксперимент был рискованным, мы ведь выступали в основном в блюзовых клубах, и могли лишиться всей этой сложившейся инфраструктуры.
(Алексей Барышев, Тимофей Копылов, «Рекорд Оркестр»)

Впрочем, пионерами в области столь тотальных трансформаций для исполнителей аутентичного блюза музыканты Рекорд Оркестра себе не считают. Вспоминая, к примеру, историю американского блюзмена Paul Pena. Пол услыхал в 80-х годах по радио тувинское т.н. «горловое пение», потом освоил несколько его приемов и даже приезжал в Туву для участия в симпозиуме горлового пения в Кызыле, где получил приз зрительских симпатий, и был прозван тувинцами «Землетрясением» за особенности своего тембра. Познакомившись с народным артистом республики Конгар-оол Ондаром, Пена записал совместный с ним альбом «Genghis Blues».
В отличие от Пены, непосредственных аудиенций на Балканах в истории Blackmailers, к тому времени уже успевших сменить название на Blackmailers Rekord Orkestr, не было. Однако на них оказали заметное влияние Fanfare Ciocarlia, Kocani Orkestar, Mahala Rai Banda, но считать при этом, что Рекорд Оркестр удачно вписался в тренд на гребне модной балканской волны, было бы слишком упрощенно. Рекорд Оркестр не причисляет себя к адептам какого-то одного стиля, поэтому и блюзовому сообществу нет никакого смысла грустить о мнимой «потере». Даже беглое прослушивание некоторых их записей обнаруживает интерес музыкантов и к поп-року, и харду, и разным формам лирики, вплоть до босса-новы. В какой-то мере можно допустить, что Рекорд Оркестр пытается потеснить именитых Запрещенных Барабанщиков в их же собственной нише, поскольку главным их императивом любой внимательный слушатель найдет прежде всего юмор, ироничность, богатую музыкальность. Можно вспомнить про 80-е, отмеченные появлением целого ряда громких имен, близких им по концепции (скажем, НОМ, Лаэртского, Тайм-аут и др.), но последнее десятилетие в данном жанре наблюдается какой-то ступор.

— В последние годы музыки на русском языке, откровенно веселой, от которой хотелось бы реально поржать, держась за живот — такой музыки очень мало. Так, чтобы она и добрая была, и светлая. Если и пробовать определить наш жанр — то это, скорее, такой вокально-инструментальный цирк. Ведь в цирке есть самые разные номера — то медведи катаются, есть борцы, есть и гимнастки. И все это в рамках одного шоу. Так и мы, пытаемся провести публику через некоторые картины-настроения, выстраивая одну линию. Поэтому никакого диссонанса в череде этих образов нет. Мы не фолковая группа в классическом понимании таковой. Все же, наше блюзовое прошлое сыграло свою заметную роль, и говоря о субкультурной принадлежности, мы тяготеем к рок-н-роллу, и в первую очередь видим себя именно рок-группой.
(Алексей Барышев, Тимофей Копылов, «Рекорд Оркестр»)

Неудивительно, что в окружении музыкантов Рекорд Оркестра нередко высказываются разные мнения о целесообразности тех или иных экспериментов, способных влиять на уровень их популярности. Тем не менее, музыканты не унимаются. Уже после появления «Лады седан» они записали несколько лирических композиций, представляющих коллектив в совершенно ином свете, с абсолютно прозрачным звучанием. Поэтому на презентации нового сингла, куда мы вас приглашаем, возможны некоторые сюрпризы. Новый EP группы носит название «Лезгинобалкано», он объединяет ряд их вещей, уже ставших популярными, и частично новых, имеющих в своем звучании характерный этнический компонент.

— Задумка этого макси-сингла — она, конечно, чисто продюсерская: собрать песни в одном стиле. Там будут вещи и с альбома «Гастарбайтер-буги», и совершенно новые, и электро-ремиксы. То есть рассчитана на людей, захотевших приобрести нашу пластинку, но с собранием всех песен, отражающих фолк-музицирование Рекорд Оркестра. Кому-то кажется, что в этих песнях есть что-то восточное. Но на самом деле, быть может, они и удивятся — никаких сугубо азиатских или кавказских нот, характерных для их гармоний, там нет. Это все южно-славянский фолк, балканская музыка, т.е. по сути это славянские гармонии. Люди по-разному реагируют на наш юмор, бывает, что и не принимают, и это не зависит от их национальности, а вот от внутренней их природы — точно. Дело в том, что мы не занимаемся политикой, и искренне верим, что просто показываем мир таким, каков он есть, также как и зеркало. И как тут не вспомнить пословицу — «нечего на зеркало пенять, коли рожа крива». 
(Алексей Барышев, Тимофей Копылов, «Рекорд Оркестр»)

root Administrator