Skip to content

Тимофей Копылов: быть клоуном – почетная профессия!

inst525

Солист нашумевшей владимирской группы Рекорд Оркестр Тимофей Копылов рассказал за чашкой кофе с эклером всю правду о труде, войне и шоу-бизнесе.

Про юношеские пристрастия

– В 8 лет я мечтал петь в группе Modern Talking, думал, когда Томас Андерс умрет, меня возьмут туда, но он до сих пор жив – шутит Тимофей. – В 13 лет я поехал в лагерь и понял, что ребята, которые играют на гитаре, имеют большой успех у девушек. А в 16 услышал песню Smells Like A Teen Spirit группы Nirvana. Вот это торкнуло меня по-настоящему. Сразу захотелось отрастить длинные волосы, дрягаться на сцене с гитарой в руках и что-то истошно орать в микрофон, причем не важно что, лишь бы толпа народу перед тобой прыгала.

Мне нравится работать на публику и удивлять людей. В школе я тащился от внимания одноклассников, вот ты вякнешь что-то, и все ржут. Эдакая истероидно-демонстриуемая манера – весьма паршивая черта для мужчины. Но если ее не удается искоренить, то надо учиться как-то с этим жить, а еще лучше этим зарабатывать. А так мужчина должен меньше болтать и привлекать к себе внимание, больше созидать и создавать. Например, работать на заводе, точить деталь, заниматься земледелием, выращивать батат и топинамбур, или, в конце концов – воспитывать других новых мужчин. Вся беда в том, что я знаю, как надо, могу дать кучу советов, но сам этому не следую – гореть мне за это в аду.

Про труд и творчество

– Описывая некий факт, как художник картину, мне хочется верить, что своим творчеством я поворачиваю головы слушателей в сторону той или иной проблемы. Но я не революционер и не противостою системе. Купить в глуши дом, поставить ветряную электростанцию и жить только за счет пасеки и грядок – у меня кишка тонка, я так не могу. Мне нравится сидеть на диване, смотреть телевизор, ездить на машине. Но и в созидательном труде для меня есть большой кайф. Когда у тебя ничего нет, и на пустом месте что-то вырастает – это отчасти творчество, меня это привлекает. С песней также. Бац! И какой-то припев появился, мы порепетировали, поспорили два месяца и вот она, готова. Парни играют, я пою, зрители подпевают – кайф.

Творчество – это коллективный труд и взаимодействие с другими людьми. Нужно уметь себя правильно поставить в этой системе координат, найти к каждому подход, чтобы коллектив работал. В итоге получается песня, как вырастает дом, иногда удобный, а иногда, хоть и красивый, вычурный, но жить в нем некомфортно. И ты сейчас либо загонишь эту вещь в угол, либо она все-таки увидит свет, но немного не так, как ты ее себе представлял.

Про «Главную сцену»

– Если берешься за чужую песню, самое сложное – выбрать ту, которую не испортишь своим исполнением и примешь как свою. Когда Рекорд Оркестр завязался с «Главной сценой», мы изначально думали, что будем исполнять только свои песни, но нам сказали: «Ребята, мы и так сделали для вас исключение. А сейчас будьте добры, либо вы поете золотые хиты российской эстрады, либо адью». Мы начали выбирать песню, отсмотрели гигабайты роликов с конкурсов «Песня года» с 60-х по 2000-е и поняли, что если в эти годы самое попсовое, что ты слушал, – это Slayer и Metallica, то из российской эстрады ничего выбрать не можешь, караул! На тот момент уже в глазах рябило от «гнатюков» и «малежиков»… Тут в моей памяти всплыла малоизвестная песня «Русский снег» (композитор Бабаев, слова Матусовского). Сделали. Сыграли на кастинге: все, начиная с наших продюсеров и заканчивая худсоветом проекта «Главная сцена», были против этой песни, но все-таки нас оценили как, цитирую: «крепкий самобытный коллектив» и дали зеленый свет, но с условием сделать кавер на суперхит. Остается месяц до начала съемок, мы делаем «Тутанхамон» группы Наутилус Помпилиус, нашли подход, песня зазвучала и… тут мы узнаем, что тот продюсер, за которым нас закрепили на проекте, от нас отказывается и передает другому – продюсеру Григория Лепса Александру Коновалову. Саша послушал «Правда всегда одна…» и сказал: «А все-таки давайте, парни, что-то поярче!» Поярче в нашем понимании оказались куплеты Мефистофеля из оперы Гуно «Фауст». На генеральной репетиции был просто ад, все сотрясалось – Сатана там правил бал и все, включая звукотехников и уборщиц, снимали наш грохочущий номер на телефоны, но! Сидит музыкальный директор второго канала и говорит: «У нас будут проблемы, если мы это покажем в эфире, нас бабушки смотрят, давайте, ребята, другую». Так мы обратно пришли к «Русскому снегу», который изначально и хотели исполнять. Наше видео, где мы в связке поем «Ладу Седан» и «Русский снег», набрало больше всех просмотров. Многие режиссеры видеоклипов предложили свое перо и объектив для визуальной реализации «Русского снега». Потом – песня «Поезд в огне» Гребенщикова. Мы решили преподнести ее как протестное воинственное рок-регги. И здесь нам тоже пришлось пойти на некую рокировку: у нас прекрасный барабанщик Дмитрий Горшков – отлично качает роковые ритмы, все как мы любим, но более тонкие моменты, как джаз и регги, более органично играл Костян Жданов – наш бывший драммер, дух которого до сих пор незримо витает в нашем эгрегоре. Пришлось вытащить Костю из криогенного сна и процесс, что называется, пошел. Спасибо Диме, что наступил на горло собственному самолюбию и пошел на уступки, ради блага группы, ради стремления к перфекционизму. Когда выбирали песни композитора Александра Зацепина, меня чем-то привлекала песня про Душанбе еще до того, как я узнал, кто ее автор. Во-первых, она очень теплая и светлая, а, во-вторых, ее было интересно сыграть на контрасте, после трех зажигательных песен исполнить какую-то лирическую. Здесь мы тоже заняли выигрышную позицию: когда как все участники с искрами из глаз исполняли ударные хиты маэстро, мы со своими минималистичным звучанием дали уважаемой публике возможность немного отдохнуть от творческого напора, фонтанирующего со сцены. Мы испытали колоссальное наслаждение от исполнения действительно искренней песни с легкой ностальгической ноткой по тому времени, когда мы все жили одной семьей и делали одно, не важно какое, но общее дело. Я никогда не был в Средней Азии, но я верю, что «Душанбе» есть в сердце каждого рожденного в СССР. Плюс невозможно описать кайф от ощущения себя таким «советским певцом в пиджаке», которого на концерт привезли на «Волге», а после выступления поведут столоваться в буфет!

Про свои песни

– У Рекорд Оркестра больше половины песен – лирические. Проблема в том, что они есть и их надо играть, а как?! Если ты задаешь слушателю кочегарный ритм, то потом нехорошо обламываешь его медляком. Но и заставлять себя писать песни «Лада Хечбек Чебурек» только потому, что это катит, мы не будем. Если есть какая-то лирическая задумка в голове, зачем себе в этом отказывать. Нельзя разбрасываться дарами, которые муза на хвосте принесла, а то в следующий раз ничего не дождешься.

Любимая песня? Наверное, та, которую делаешь в данный момент. Было такое, например, с песней «Миллион Миль», за которую мне более всего отрадно. Я целый год ничего не мог сочинить путного, всякий раз ловил себя на мысли, что сочиняю ее же снова и снова. Она пока не вышла в свет, хотя записана и исполняется на концертах. Мы планировали выпустить альбом в декабре, но с «Главной сценой» не успели его дописать. Бог даст, к весне выйдет полноценная пластинка.

А про «Ладу Седан» говорить уже как-то пошло. Мы откатали ее по самый капремонт. Настал момент, когда надо либо ставить в стойло, либо давать новую жизнь. Я не знаю, как Тимати узнал про нее, но он при помощи огромнейшего ресурса в виде армии поклонников помог «Ладе» взлететь. И на «Главной сцене» к нам с готовым хитом было особое отношение. Но не бывает такого, что тебя двигает вперед только один какой-то шаг. «Главная сцена» – это, говоря языком космонавтики, вовремя сработавший двигатель 3-й ступени, который педалировал группу.

Про российских исполнителей

– Очень люблю Tequilajazzz, Zorge, Маркшейдер Кунст, Сплин и Zdob si Zdub. К большому стыду, только недавно открыл для себя группы Animal Джаз и Zero People. Еще нравится LOUNA, я ничего не буду говорить про идеологический посыл, но сочетание саунда группы с Люсиным вокалом с эстетской точки зрения лично меня завораживает. А из проверенного временем – это Муслим Магомаев, Рашид Бейбутов и Инна Желанная.

Но в основной массе я слушаю музыку народов СССР. Помню, раньше приходишь из школы, дома никого нет, а по телевизору перерыв, сетку показывают. Там иногда радио включали, а последние 10 минут шел сигнал 440 герц. И сразу тоска, а после перерыва включали программу «Песни народов СССР». Там были и азербайджанские, и молдавские мотивы, но вишенка на торте – тувинское горловое пение. Это круто, это самобытная музыка, которая сейчас не востребована у нас в России, она задавлена поп- и рок-культурой. Проблема шоу-бизнеса в том, что он дает людям тот продукт, которого не было, но он вдруг резко стал всем нужен, как, например, угги или iPhone. То же и в музыке, сейчас много инкубаторской, все свелось к трем аккордам.

Про шоу-бизнес

– Крестьяне когда-то пели хором во время и после работы – не для того, чтобы заработать денег и ездить по соседним деревням с концертами. Пели, потому что по-другому не выжить. А потом пришел Пятницкий и все обоср…, короче – сделал шоу-бизнес. С одной стороны хорошо – собрал хор, сохранил музыку в памяти и распространил среди людей, а с другой стороны – на корню убил саму психотерапевтическую суть музицирования. Раньше песня была подспорьем в труде, а сейчас никакого труда – все пляшут, не важно о чем, главное, чтоб по телевизору.

Про концерты

– Мне больше нравится выступать на больших сценах. Обычно рок-герои в нашем возрасте думают, как круто было бы сыграть какой-то камерный концерт, а у нас таких было выше крыши во времена Blackmailers. Мы воспитаны на стадионных концертах AC/DC, Металлики и Led Zeppelin, и поэтому подсознательно пишем музыку и аранжировки для многотысячных площадок. А в небольших залах это звучит, как будто ты джигит-богатырь, а тебе на военном складе выдали пони – воюй, чувак, с тебя подвиг! С одной стороны – есть повод подумать об акустической программе, с другой – минимализм уже надоел. Я люблю мощь. В конце концов, мы то, что мы едим.

Про народную музыку

– Не скажу, что нести в массы музыку народов мира – это моя высокая миссия, но сочинять без ее влияния я точно не могу. Меня это заводит. Та же «Лада Седан» – в ее основе македонский народный мотив, музыка, проверенная тысячелетиями. Люди по этому скучают. Практика показывает, что современный слушатель готов воспринимать народные мотивы. Когда мы с Blackmailers играли блюз и стали вкраплять туда балканскую музыку, было заметно, что у людей на уровне нижних чакр начинает что-то шевелиться и ноги сами пускаются в пляс, наплевав на нелепо наигранный псевдоинтеллегентский пафос блюзмена. Это история и от нее никуда не денешься, ты можешь загонять себя вкусом или идеологией в какую-то стилистику, но ты никак не сотрешь свою генетическую память.

Про лирику

– Для меня как сочинителя текстов первична некая лирическая идея, слова, от этого прыгаешь. Правда, не стоит забывать золотые слова Аллы Пугачевой: «О грустном пой с улыбкой, а веселое со слезой» – ну или как-то так, за точность цитаты я не ручаюсь. Иногда самоирония помогает пережить некоторые жизненные моменты. Например, песня «Человек Джи» писалась в сложный период, когда я не мог изменить происходящее, но очень хотел. А вот Джигурда бы смог, опустил бы забрало, булаву в руки и смог. По крайней мере, я в это верю.

Про войну

– Война – самое страшное, что может быть в мире, и самое ужасное. Порой кажется, что ее не избежать. Она всякий раз случается, когда мужчины перестают быть мужчинами, и в отношении к женщинам, и в отношении к труду. Война как будто дает человечеству встряску, последнюю встряску, чтоб люди наконец-таки поняли – кто, кем и для чего создан. Как и в любой экстремальной ситуации, человек проявляет свою сущность, потому что нет времени на маски и лицемерие. Я ради спортивного интереса на военно-стратегических играх помешался. Недавно у нас задание было – спрятаться с товарищем в зимнем лесу, чтоб нас бригада прочесывателей не нашла. Пока искал место, где залечь – шаги путал, хитрил, маскировался. А как только был обнаружен, после перестрелки побежал перепрятываться, куда глаза глядят, прямо сквозь ветки, как животное. И тут не до петляний, человек проявляет себя таким, какой он, в сущности, есть. Все просто: друг прикроет, враг убьет, трус сбежит, предатель предаст. Упаси Бог такой проверки, но надо быть, товарищ, начеку!

Про образ

– Как сказал продюсер нашего клипа Слава Благодарский: «О! Правильно – все лучшее надену сразу!» Для «Лады Седан» это вполне уместно. А когда мы исполняли «Поезд в огне», Диана Арбенина правильно заметила: «Эта песня настолько отчаянная, что скрываться под очками как минимум странно». Есть некоторые откровенные вещи, которые неправильно исполнять, находясь в комическом образе. Всякое средство обусловлено поставленной целью. В конце концов, не стоит забывать, что быть клоуном – это почетная профессия, никак не связанная с понятием «посмешище».

Оригинал публикации на портале wday.ru 

root Administrator